Выступление депутата ГД Илюхина В.И. на Пленарном заседании Госдумы 07.11.08 г. при обсуждении антикоррупционных законопроектов президента Д. Медведева

Уважаемые коллеги!

Фракция КПРФ проголосует за принятие антикоррупционных законопроектов. Однако наше голосование будет не столько правовым, сколь политическим, и вот почему. Наконец-то свершилось то, о чем мы говорили на протяжении двух десятков лет. Но наши предложения отвергались или большинством в парламенте, или президентами страны.

Напомню, что Б. Ельцин в 1995-97 годах дважды отклонял законопроекты о борьбе с коррупцией и организованной преступностью, разработанные нашей фракцией совместно с другими депутатами Госдумы. А дальше барьеры на пути их принятия воздвигала команда В. Путина. И только президент Д.Медведев, реально убедившись в том, что коррупция приняла масштабы национального бедствия, внес обсуждаемый блок законопроектов. Коммунисты в Госдуме в который раз оказались правы в своих предложениях.

В самом деле, еще тогда мы заявляли о необходимости установить те же самые декларации о доходах чиновников, конфискацию имущества, меры по контролю за поведением должностных лиц исполнительной власти, то, что сейчас предлагает президент. Тогда отклонили, и Россия понесла колоссальный материальный, нравственный, если хотите и человеческий урон. Многих удалось бы спасти и от тюрьмы.
Потерянные годы не позволили законодателям, честным судьям и работникам правоохранительных органов наработать опыт и эффективно его использовать в противодействии злу. Такова цена недальновидности пропрезидентского большинства в Госдуме и одновременно безответственного, а в чем-то и преступного поведения чиновников высокого уровня. Сама коррупция стала главным тормозом в выработке законодательных мер.

Мы сегодня поддержим президента, ибо надеемся, что это его первые, но не последние шаги по противодействию коррупции. Что касается обсуждаемых проектов, то они, к сожалению, не содержат последовательных и эффективных предложений. В них много непроработанных позиций, пробелов и больше полумер, чем радикализма, а без него сегодня не обойтись. Мы проголосуем в надежде на то, что во втором чтении найдут поддержку наши инициативы об установлении конфискации, как дополнительного наказания, связанного с изъятием у лиц, виновных во взяточничестве, всего имущества за исключением необходимого для нормального проживания несовершеннолетних детей или родителей, находящихся на иждивении, а не только преступно нажитого, как предлагается в проектах. Мы за то, чтобы была более четко прописана процедура работы с декларациями и чтобы они не стали предметом шантажа и торга у той же коррупции. Мы за расширение круга лиц, обязанных подавать декларации.

В проектах, как и в национальном плане по противодействию коррупции нет ярко выраженной концепции, которая должна заключаться в неукоснительном исполнении законов всеми гражданами России, независимо от их должностного, социального положения и статуса. Создается такое впечатление, что предложения в основном направлены на установление ответственности и дисциплины там, внизу, но не в верхах. Например, в конституционный закон о правительстве предлагается лишь одна поправка на полстранички, хотя правительственная власть утонула в кумовстве, формируется по принципу землячества и личной преданности, а не по деловым качествам и профессионализму. Засилие «питерских» в высших эшелонах власти оборачивается для России большой бедой, в том числе и коррумпированностью.

Достаточно взглянуть на А.Сердюкова и прийти в глубокое разочарование от того, что некомпетентный человек из мебельного бизнеса сегодня возглавляет министерство обороны. Это уже надругательство над страной, оскорбление вооруженных сил и вызывает отторжение любых предложений по их реформированию, даже может быть и правильных.

Семейственность и кумовство укоренилось и в регионах, а неисполнение законов стало всеобщим явлением, большой трагедией России.

Мы поддержали действия президента Д.Медведева по вводу российских войск в Южную Осетию. Мы понимаем, что решение принималось им в экстремальной обстановке, но потом-то он, хотя бы из уважения к закону должен был направить представление в Совет Федерации об истребовании согласия на использование военной силы за пределами страны. Так предписывает российская Конституция, но этого не произошло.
На местах отношение к праву еще хуже. Страна уже стонет от произвола и волюнтаризма. Вот один пример из многих тысяч. Дважды Московский областной арбитражный суд обязывал мэра г. Подольска Пестова устранить препятствия в строительстве социального объекта. И дважды чиновник отказался исполнять судебные решения, произнося одну фразу – «Не буду!». И с ним никто не может или не хочет разобраться, в том числе и федеральные структуры.

Как же тогда бороться с коррупцией? Надо сделать все, чтобы «пестовы» после произношения подобных слов сразу одевали телогрейки и никогда во властные кабинеты не входили, а разгружали вагоны. Тогда будет порядок, тогда и народ вздохнет с облегчением.

В противодействии коррупции все сразу не охватить. Необходимо в первую очередь обратить пристальное внимание на далеко неблагополучную ситуацию в деятельности судов и правоохранительных органов, призванных противостоять преступности и произволу. Кадровую чистку надо начинать с них, одновременно создавая благоприятные условия для работы, чтобы они потом обеспечили борьбу с коррупцией во всех структурах государственной и муниципальной власти.

А пока, к сожалению, приходится отмечать, что слово «законность» постепенно исчезает из лексики защитников правопорядка и подменяется различными понятиями и целесообразностью. Плохо, когда в судах и правоохранительных органах допускаются ошибки, но еще хуже, когда там упорствуют в неправильно принятом решении, вместо того, чтобы извиниться перед потерпевшим от беззакония и возместить причиненный им ущерб. Ну и вовсе становится нетерпимым, коли руководители ведомств берут нарушителей под свою защиту.
Смею утверждать, что коррупция в значительной мере стала порождением чудовищно искаженных российских выборов разного уровня. Например, политсовет правящей партии «Единая Россия» заранее определяет высокие проценты на выборах для своих кандидатов и наказывает губернаторов-единороссов, их заместителей, если нужные проценты не обеспечены. Но это же выборы! При таком подходе руководители регионов в свою очередь толкают подчиненных на беззаконие со всеми вытекающими из этого выводами. Видимо здесь, в Москве, руководство партии недооценивает всех последствий от такой непозволительной практики правового развращения местных кадров.

Надо объективно отметить, что президенту Д.Медведеву досталось тяжелое наследие. Коррупция в России получила наибольший размах за последние десять лет. В этот же период в основном был сформирован губернаторский корпус, судебная власть, прокурорский надзор, федеральные органы власти. В управленческих креслах сегодня сидят люди или погрязшие в коррупции, или виновные в том, что она расцвела буйным цветом. Поэтому рассчитывать на их активное борьбу со злом просто не приходится.
В стране пока не создано отлаженной системы общественного и государственного контроля за поведением чиновника. Нет разумной кадровой политики. Ряд губернаторов и министров десятилетиями сидят в одних и тех же кабинетах и забронзовели, уже не считаются с законом. В России и для России необходима великая кадровая революция. Без этого мы не одолеем коррупцию, не обеспечим надежную защиту граждан от преступных посягательств.

Наша фракция, поддерживая законопроекты, предлагает целый комплекс иных мер. При этом отмечает, что самым сильным ударом по коррупции станет мощная экономика, материальное благополучие и социальная защищенность наших граждан, их активное участие в управлении государством, чего сейчас в стране нет.
Мы глубоко убеждены, что Совет Федерации должен формироваться путем прямых тайных выборов, как и Госдума. Федеральные округа выполнили поставленную перед ними задачу и их необходимо распустить, за исключением находящихся в них межрегиональных подразделений прокуратуры и МВД РФ. Судебная власть в стране должна формироваться исключительно Федеральным Собранием и законодательными органами регионов. Городские и районные суды следует избирать путем прямого, тайного голосования на альтернативной основе. Кандидатов в судьи для голосования должны подбирать опять законодательные органы.

Необходимо восстановить в полном объеме полномочия прокуратуры по надзору за дознанием и предварительным расследованием и, в первую очередь, право на отмену незаконных решений, право на принесение надзорных протестов на состоявшиеся судебные вердикты.

Мы за то, чтобы в стране был создан общественный комитет народного контроля за поведением чиновников с наделением его определенными государственными полномочиями.

Это далеко неполный перечень наших предложений. Мы их вынесли на всеобщее обсуждение. Часть из них подготовим ко второму чтению в виде поправок.

В заключение еще раз отмечу, без принятия радикальных мер нам Россию не уберечь.

Ответить