Кто виноват в провале информационно-имиджевой системы России?

Председателю Правительства
Российской Федерации
В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

В сентябре 2008 г. российские и зарубежные СМИ распространили информацию о том, что в ближайшее время ради улучшения отношений между Россией и Западом министром иностранных дел РФ вместо С. В. Лаврова будет назначен А.А.Громов (в настоящее время заместитель руководителя Администрации Президента РФ), не имеющий достаточного опыта дипломатической работы. Среди основных его заслуг отмечались, в частности, работа по формированию имиджа Российской Федерации за рубежом, грамотная координация деятельности СМИ во время осетинского конфликта 8-12 августа 2008 г., создание телеканала “Russia Today”, осуществляющего вещание на зарубежные страны и т.д. Все это у многих депутатов Госдумы вызвало недоумение, в связи с чем хотелось бы получить разъяснение по ряду вопросов.

Известно, что Российская Федерация, несмотря на легитимный характер своих действий по защите населения Южной Осетии и военный успех, полностью проиграла информационную войну. Только в первые часы нападения президент Грузии М. Саакашвили более 20 раз появился в прямом эфире ведущих западных телеканалов, а журналистам иностранных государств было разослано свыше 200 пресс-релизов. В то же время система информационного обеспечения действий России была практически парализована. Тон западных СМИ в отношении нашей страны несколько изменился лишь после 12.08.08 г., когда иностранные корреспонденты получили возможность увидеть масштаб разрушений в Цхинвале. Подобное тем более выглядит странным, так как по утверждениям ряда СМИ сумма контракта на PR-обеспечение между правительством Грузии и американской компанией Orion Strategies составляет $120 тыс., а сумма российского контракта с американским подрядчиком Ketchum – $1.9 млн. Поэтому возникли сомнения в эффективности работы по координации деятельности СМИ во время осетинского конфликта по защите информационных интересов России в международном масштабе.

По официальным данным в 2005-2008 годах расходы федерального бюджета РФ на обеспечение деятельности телеканала “Russia Today” превысили $270 млн. Это значительно превосходит суммы, выделяемые государством на поддержку Первого канала, телеканалов «Россия» и «Культура». При этом большинство ведущих экспертов в области СМИ сходятся во мнении, что канал “Russia Today” работает преимущественно на российскую аудиторию и не имеет влияния на Западе.

Так же известно, что канал практически не производит собственной содержательной продукции – свыше 300 сюжетов в месяц он берет у других российских телевизионных кампаний, в первую очередь Первого канала и канала «Россия». К тому же он не пользуется авторитетом, поэтому из нескольких сот гостей и экспертов, посетивших “Russia Today” в 2007 году, мировые СМИ процитировали лишь 3 (трех) человек. При такой «эффективности» канала невольно задаемся вопросом: можно ли считать деятельность “Russia Today” успешной, а государственные расходы на его содержание обоснованными? Намерено ли Правительство РФ контролировать экономическую деятельность и оценивать информационную эффективность телеканала, созданного и существующего целиком за счет российских налогоплательшиков?
Остаются неясными также экономическая составляющая и информационная результативность сотрудничества Российской Федерации с американским PR-агентством “Ketchum”, на которое возложена функция обеспечения имиджа нашей страны на Западе. Так, в 2006 году СМИ сообщили о том, что на деятельность “Ketchum” по освещению саммита G8 в Санкт-Петербурге выделено $15 млн. В то же время, по официальным данным, фактически “Ketchum” получил лишь $2 млн. Не ясно, на что была потрачена оставшаяся сумма.

Государство и общество до сих пор не располагают данными о том, по каким критериям оценивается деятельность подрядчиков, оплачиваемых за счет наших бюджетных средств. Например, из 450 обложек влиятельного журнала Economist за 2000-2008 гг. России было посвящено только 13, причем в положительном ключе – 1 (одна). Во всех других случаях Российская Федерация подвергалась жесткой критике.

Интернет-сайт “Russia Profile”, который также входит в программу информационно-имиджевого обеспечения России за рубежом, посещают ежемесячно около 40 тыс. человек. Для сравнения: Интернет-сайт Би-Би-Cи – 29 млн. человек за тот же период. На вкладки «Российской газеты» в зарубежных СМИ расходуется, по обнародованным данным, около $100 млн. в год, однако сведения об экономической и информационной эффективности подобных проектов также не раскрываются.

В связи с этим у нас возникли сомнения в эффективности и прозрачности работы по формированию имиджа России в международном масштабе?

На наш взгляд вопросы совсем не праздные. Поэтому мы убедительно просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, силами контрольно-ревизионных структур Правительства РФ и Счетной Палаты РФ провести официальную проверку финансовой и иной деятельности телеканала “Russia Today”, других структур, которые номинально занимаются информационно-имиджевой поддержкой России за рубежом.

С уважением,

В.И.Илюхин

Ответить