Выступление В.И. Илюхина в Государственной Думе 3.06.09г. при обсуждении проекта федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Уважаемые коллеги!
– Мы поддержим законопроект, предложенный президентом.

Хотя в нем и есть некоторые моменты, требующие дополнительной проработки.

– Нас беспокоит другое, это отсутствие системного подхода в противодействии коррупции.
Вот и сегодня наделяем прокуратуру правом по проведению экспертиз, экспертной оценки нормативных актов на их коррупционность, а ранее изъяли у нее право на принесение протестов на судебные решения, право на отмену незаконных решений, принятых следователями. Отобрали то, что позволяло эффективно противостоять коррупции. Сегодня все это подменяется экспертной деятельностью.

– О коррупции говорим давно, признаем, что она представляет реальную и огромную опасность для общества и российского государства. Это так. Смею утверждать, если не нанесем удара по чиновничьей продажности, то мы не реализуем ни одну социально-экономическую программу, ни один национальный проект.

И надо сказать, у нас нет времени на раскачку. Необходимы решительные и радикальные меры. Вместо этого больше слов.

У нашей фракции создается впечатление, что государство ходит кругами вокруг коррупции и боится затронуть ее глубинные масштабные причины.

Все дело в том, что коррупция расцвела буйным цветом за последние десять лет. Она откровенно гуляет по правительственным и президентским коридорам и кабинетам, свободно гуляет везде.
Вселяет определенный оптимизм, что больше половины россиян, например, осуждают взяточничество, но огорчает то, что опять большинство считает взятку, как самый эффективный способ решения вопросов.

– Трагедия России как раз и заключается в том, что мы отдаем законы на исполнение опять-таки в руки вот этой чиновничьей коррупционной массы. Поэтому результат уже предсказуемый. Он будет отрицательным.

Без великой кадровой революции нам не обойтись, ибо безнравственность, безответственность и вседозволенность стали сутью власти.

Мы потратили годы на разговоры об антикоррупционном законодательстве, о декларациях чиновников, но какого-то существенного положительного результата не получили. Боюсь, что сами декларации станут предметом коррупции.

Теперь уйму времени потратим на обсуждение экспертных исследований законодательных, нормативно-правовых актов, которые далеко не панацея от наших бед.

– А где другие меры? Их фактически нет.

Ведь очевидно, что за время путинского правления количество чиновников разного уровня увеличилось почти в разы и без всякой государственной необходимости в них, но фактически состоялось их рекруторство в партию «Единая Россия» – опору власти и содержание партийцев за бюджетные деньги.

Ну, разве нужны какие-то специальные экспертные исследования для того, чтобы увидеть очевидное? Федеральная власть здесь, в центре, сформирована по принципу родства, кумовства, личной преданности и землячества, а не по принципу профессионализма, патриотизма и честности.
Засилие «питерских» стало уже нетерпимым у всей оставшейся России.

Родственными связями пронизана власть и в регионах, особенно в правоохранительных и судебных структурах. Вот она – питательная среда для коррупции.

– Разве не очевидно, что в стране много власти, много чиновников? В этой ситуации вполне уместно было бы упразднить семь федеральных округов. Свою государственную задачу они выполнили, если таковая перед ними ставилась. Этот шаг повысит ответственность за положение дел в регионах губернаторского корпуса.

Разве российские спецслужбы и МИД страны не докладывают президенту о собственности и зарубежных денежных вкладах, и не только зарубежных, высших чиновников власти? Докладывают. Тогда почему нет должного реагирования на них? Какое экспертное заключение необходимо на уголовно-наказуемый запрет на взятки и казнокрадство? Но ведь берут и воруют. Вот на этом надо сконцентрировать усилия.

Президенту и председателю правительства известно, что в 2008 году следственные органы провели обыски в помещениях губернатора Приморского края Дарькина. Но тот собрал чемоданы и добрался до Дома правительства, после чего следствие захлебнулось. В средствах массовой информации опубликована ни одна фотография губернатора в окружении лидеров преступного мира. Их созерцали в Приморье, во всей России. И что дальше? Ничего. Какой авторитет после всего, что было озвучено и обнародовано, будет у него среди населения? Никакого. Тогда почему удерживаем в кресле губернатора?

Если следствие не установило противоправных деяний у Дарькина, то об этом надо проинформировать россиян. Это только во благо власти. Если же оно, не устояв от давления, приняло необъективное решение, то и в этом надо разобраться и наказать виновных. Во всех нашумевших историях, тем более, вокруг высоких должностных лиц, должна быть ясность. Особенно учитывая то, что «дарькиных» у нас в стране много.

У нас во власти огромное правовое развращение, грубое попрание законов, конституционных прав граждан. Болезнь, которую надо лечить в первую очередь не экспертными заключениями, а жестким спросом и ответственностью за произвол.

К сожалению, должен отметить, что даже в наших судах, в органах прокуратуры понятие «целесообразность» уже довлеет над законностью. А, как известно, целесообразность у каждого может быть своя. Примеров много, приведу лишь один, но весьма показательный.

До января 2009 года УПК РФ предусматривал право на возбуждение уголовных дел только тремя субъектами – органом дознания, дознавателем и следователем. В следственном управлении УВД по Курской области решили подправить это положение и, присвоив полномочия законодателя, через инструкцию наделили таким правом начальников следственного отдела. И те навозбуждали уголовных дел. Нарушение очевидное. Какую тут экспертизу проводить? Исправлять ошибки надо. Но целесообразность победила. Руководство следственного комитета при МВД России, суды встали на защиту нарушителей. И как тут бороться с беззаконием?

Совсем недавно Госдума приняла закон о досудебной сделке прокуроров с обвиняемыми и подозреваемыми. Его положения содержат огромные возможности для коррупции. Говорю об этом не только как депутат, но и как бывший руководитель Главного следственного управления прокуратуры Союза ССР. Вот по нему необходима экспертиза. Вместо этого Дума в спешном порядке проводит его.

И кто будет виноват, если произойдет взрыв коррупции при отправлении правосудия, а он произойдет. Очевидно – Госдума.

Ну и еще раз о безответственности и безнаказанности членов правительства.

Как вы помните, в попытке преодолеть экономический кризис правительство выделило сотни миллиардов рублей российским банкам. Операция с самого начала была очевидно ущербной. Банкиры конвертировали полученные рубли в валюту и отправили ее за рубеж. Деньги не поступили к нашим отечественным товаропроизводителям, многие предприятия встали, вызвав огромную безработицу в стране.

Я задаюсь вопросом: кто понес наказание за эту губительную операцию? Никто. Мы так и не услышали от правительства мер по реагированию на факты выплаты премиальных по итогам работы за 2008 год руководящим работникам госкорпораций и банковской системы. Выплаты, которые я квалифицирую как очевидное растаскивание денег, в том числе и бюджетных.

Поэтому, поддерживая президентский вариант законопроекта, фракция КПРФ еще раз заявляет о необходимости одновременного и незамедлительного проведения комплекса мер по противодействию коррупции. Только тогда можно будет рассчитывать на определенный успех.

Ответить