Президенту Р.Ф. Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Развитие цифровых и компьютерно-сетевых технологий привело к тому, что обмен электронными документами находит все более широкое применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека.

На европейском и международном уровнях разработаны и приняты ряд важных документов, призванных обеспечить широкое применение в международном информационном пространстве электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), накоплен большой опыт работы в области ее применения, существует и успешно функционирует развитая сеть удостоверяющих центров, технически сопоставимых между собой.

В России напротив, притом, что нормативная правовая база по данному вопросу, была сформирована еще в 2002 году, до настоящего времени основные задачи остались не решенными.

Несмотря на достаточно широкое применение электронной цифровой подписи в различных сферах деятельности, ее внедрение в сфере государственного управления идет медленнее, чем ожидалось. Не реализована актуальная проблема международного взаимодействия между информационными системами России и разных стран. В условиях несопоставимости с технической точки зрения соответствующих программных моделей России и зарубежных стран, фактически невозможно обеспечить необходимый контроль за противозаконной деятельностью некоторых организаций, особенно актуально сейчас в период активизации борьбы с терроризмом. Это также относится к вопросу введения механизма электронных торгов в сфере государственных закупок, поскольку несопоставимость с технической точки зрения имеющихся локальных информационных ресурсов, не обеспечит эффективное функционирование данного механизма.

Ежегодно значительная часть федерального бюджета расходуется на достижение поставленных государством в рамках своего информационно-технологического развития задач. Однако, вертикально интегрированная система государственного управления на основе информационных технологий так и не получила необходимого развития. Вся работа, по сути, ограничилась выстраиванием разного рода локальных информационных систем. В тоже время задачи их сопоставимости, интегрирования в общую базу, не решены. Только получение гражданами Российской Федерации необходимых справок и документов в различных государственных учреждениях и конторах приводит к бюрократической волоките и посещение этих структур до 300 миллионов в год.

В сложившихся обстоятельствах полагаю необходимым решить вопрос создания единого Федерального государственного Удостоверяющего Центра электронной цифровой подписи с возложением на него исключительных полномочий международного центра электронной цифровой связи.

Решение этой задачи позволит:

– путем сертификации более чем трехсот существующих удостоверяющих центров ЭЦП упорядочить и взять под государственный контроль их деятельность;

– обеспечить государственные органы максимально защищенными каналами связи, а также единой системой документооборота;

– войти России в международное информационное пространство;

– учитывая функциональные технические характеристики центра фиксировать в автоматическом режиме время прохождения документов, автора и получателя электронной корреспонденции, свести к минимуму нарушение в области электронных торгов;

в рамках соглашений с Удостоверяющими центрами Европейских стран, выполняющих функции полного архивирования информации, получать сведения о заграничных банковских счетах и наличия прав собственности на имущество за границей определенной категории Российских граждан;

– за счет значительного уменьшения затрат, связанных с электронной передачей документов (информации), снизить нагрузку на расходную часть госбюджета, увеличить прибыль в сфере бизнеса, что является крайне актуальной задачей в период экономического кризиса.
Внедрение электронного документооборота ежегодно освободит от необходимости хождения в госучреждения за различными справками около 60 миллионов граждан.

Создание государственного удостоверяющего центра электронной цифровой подписи в России, безусловно будет, является одним из эффективных инструментом по организации противодействия коррупционным процессам и борьбы с распространением терроризма в стране.

К сожалению, любые попытки за последние 5-7 лет создания в России такой государственно-значимой структуры по причине отсутствия какого-либо интереса к этой проблеме профильного государственного ведомства положительных результатов не дали. Хотя у нас в Российской Федерации есть специалисты в данной области, которые готовы взять на себя функции не только создания единого федерального центра, но и установить электронную связь с Евросоюзом.

Я неоднократно ставил этот вопрос перед профильными федеральными ведомствами, однако инновационные идеи утонули в бюрократической переписке.
Учитывая изложенное, а также важность государственной задачи, требующей непосредственной и организационной инициативы, прошу Вас уважаемый Дмитрий Анатольевич, взять под личный контроль вопросы внедрения инновационных проектов в области информационного развития нашей страны.

Заместитель председателя Комитета по
конституционному законодательству и
государственному строительству В.И. Илюхин

Ответить