Караулов ушел?

Мне показалось, что когда «ТВ Центр» вышвырнул из сетки вещания Караулова, там все облегченно вздохнули и побежали в туалет мыть руки. Впрочем, мне казалось, что и раньше к нему и его программе телеканал испытывал брезгливость, а люди, завидев в коридорах Останкино хозяина, автора и ведущего «Момента истины», спешили быстро скрыться за первой попавшейся дверью. Я почти уверен, что любой телезритель, вольно или невольно прикоснувшийся к его творчеству, долго приходил в себя, словно стал участником чего-то постыдно-гадкого, о чем вспоминаешь, и заливаешься краской.

Если честно, то говорить о Караулове не хочется, нет и нет его, туда ему и дорога – в небытие, но приходится это делать потому, что понимаешь: такие не уходят, они в нашем обществе всегда найдут хозяина, которому потребуется в нужный момент, к примеру, накануне очередных выборов кого-то запугать, вывалять в грязи, оболгать, разорить, растоптать, размазать … Вот тут он со своим «Моментом истины» опять будет незаменим.

Сейчас «ТВ Центр» уже нашел нужные объяснения закрытию программы: «Это решение – вынужденная последняя мера телеканала в ответ на постоянные грубые и демонстративные нарушения… общепринятых норм профессиональной журналистской этики». В озвученном заявлении есть правда. Точнее полуправда. Караулов действительно нарушал все нормы морали и этики, как журналисткой, так и общечеловеческой. Делал это цинично из передачи в передачу, из года в год, ничего не стыдясь, никого не боясь. Но ведь неправда, что канал принимал меры обуздать зарвавшегося коллегу. Те, кто сейчас принял решение убрать «Момент истины», видел все безобразия журналиста и раньше. Более того, мирился с этим. А может и поощрял. Да что там поощрял, платил большие деньги вот за всю эту грязь. Почему?

«Программа была похожа на неотесанную дубину. И то, что ее не закрыли раньше, означает, что у программы был покровитель наверху», – пишет телевизионная критика. Очень точные слова с определенным намеком на безвременно покинувшего пост мэра Москвы. Руководитель пресс-службы ТВЦ тотчас вмешался в журналистскую полемику и пояснил общественности, что прекращение сотрудничества с Карауловым сразу после отставки Лужкова – совпадение. «Если одно событие следует после другого события, это не всегда означает, что оно стало следствием», – убеждают нас эти самые пресс-службы. Так вот, мы думаем, что все иначе – вначале не стало мэра, благоволившего «Моменту истины», и тотчас после него рухнул пытавшийся невнятно защитить Лужкова Караулов. От обоих все, кто был рядом и клялся в дружбе или в непоколебимом партнерстве, бросились врассыпную, как от прокаженных.

Кстати, Караулов тоже отшатнулся от Лужкова, но сделал это иезуитски изощренно, как только он и может это делать. Слепил возмущенную передачу о цинизме документального фильма «Дело в кепке» и разрекламировал ее (а вдруг мэр усидит?), крутанул свой заведомый брак на периферии, и тут же снял с эфира в европейской части России. Это уже он подавал сигнал господину Медведеву и кремлевской команде. Мол, осознал ошибку, господа, осознал и заглажу новыми нападками на коммунистов. Вы ведь, дескать, для этого держите меня на телевидении? Так получите по прежнему заказу привычную вам жвачку. Вот такой очередной абсурд показал нам театральный режиссер Караулов. Да просчитался.

Нет, конечно, не за то сняли Караулова, что он своей передачей чуть ли не осмелился осуждать решение президента, касающееся градоначальника. Не за то, что Медведев мог ее расценить, как официальную позицию ТВЦ и тогда полетели бы их головы в Останкино. А за то сняли оказывается, что… рейтинг упал. Не вдруг упал, не сейчас, и не с уходом Лужкова, а давно, пояснила нам пресс-служба ТВЦ. Семь лет назад в Москве ее смотрели около 15 процентов телезрителей, а теперь не переключаются при виде Караулова только 5 процентов. В России же и того меньше, 2,7%. Это бесспорно мало – так бороться с коммунистами нельзя.

Повторимся в своей мысли – а ведь раньше ТВЦ все устраивало. И неотесанная дубина циничных сценариев. И нарушения норм профессиональной этики. И повторы сюжетов, разъясняющие разные выводы. И подбор одних и тех же одиозно оголтелых экспертов, еженедельно, ежемесячно, из года в год твердящих свои заезженные цитаты про Советскую власть, Гулаг, дачи и заводы лидера КПРФ, полную чушь о ворах в законе, ищущих и якобы находящих защиту у бывшего прокурора Илюхина. Все это устраивало десятилетия руководство канала, которое знало потребности не телезрителя, на кого должно было бы ориентироваться, а господина Лужкова – мэра столицы, одного из организаторов и руководителей правящей партии «Единая Россия». Как говорится, кто заказывает музыку, тот, перефразируем, и диктует тематику передач телекиллеру Караулову. Не конкретно, конечно, давай, мол, «мочи» Илюхина, а «мочи» коммунистов – они главная оппозиция власти.

Откуда же брались персоналии? Ну, личность Зюганова, как лидера КПРФ – понятно. Про его заводы, дачи, пароходы вешать народу лапшу – дело святое. Это даже за бесплатно, как говорится, из любви к искусству. Илюхина «мочить» – это из личных побуждений – к нему жена Караулова обращалась за помощью и нашла ее, когда распоясавшийся телеведущий, разведясь, выкрал сына. Поэтому, когда в «Момент истины» пришел с «компроматом» на депутата от КПРФ депутат-единоросс Б.Резник, это тоже было принято с удовольствием и за бесплатно. Всяко лыко в строку. А вот остальным, извините, в передачу «за так» было не попасть – на телевидении не раз журналисты говорили, что такса Караулова одна из самых высоких в Останкино.

Кстати, о господине Резнике и других постоянных экспертах надо сказать особо. Среди них глава большой газеты, другой – политолог, старающийся быть святее папы Римского, сам Резник, наверное, в силу возраста забывающий, что уже ни один раз высказался по Илюхину, и продолжающий говорить и писать одно и тоже везде, где не могут ему отказать. Вот они все шли к Караулову по собственному желанию. Их на «Момент истины» не тянули силой, не тащили под страхом разоблачения. Им нравилось. Каждому свое, конечно, но ведь нравилось быть у Караулова в его «демонстративном нарушении общепринятых норм профессиональной журналистской этики». И тем более забавно, что вышеупомянутый депутат Резник сам по профессии является журналистом и даже ни много, ни мало, а Секретарем Союза журналистов России. Скажем больше, он приобщил к своей личной войне с коммунистами и пишущей братией самого Председателя Союза журналистов России Богданова.

Вот такая компания, приложившая свои усилия в публичном желании соответствовать идеологическим взглядам видного «единоросса» и главного в нашей стране градоначальника Лужкова. Потакать ему и в целом партии власти. Кто же знал, куда заведет Лужкова его самонадеянность, основанная на финансовой базе собственной жены? Караулова выперли, а как им-то быть, законодателям журналистской этики? Ведь они прямые соучастники «неотесанной дубины», а значит и им ТВЦ давал свою неприглядную оценку.

О Караулове и его пособниках можно было бы говорить много. Возмущаться, злорадствовать, назидать другим. Но понимаешь, что победа над злом временная. И не добра над злом, а конъюнктуры в целях политической целесообразности. А значит, его уход с телесцены временный, как и многих его предшественников. Точно такой же телекиллер Доренко в нужное время и нужный момент измывался над гонимым градоначальником, а потом был выведен не в отставку, к сожалению, а в запас. И уже давно вещает в радиоэфирах, периодически вновь занимая место телеведущего. Уверен, точно такая судьба уготована и Караулову. Жаль, конечно, что так, но слишком в бессовестное время мы с вами живем.

Александр Волков

Ответить