О возмещении вреда чернобыльцам. Ответ Илюхину из Мин. обороны РФ

Уважаемый Виктор Иванович!

В связи с Вашим обращением письмо Воронежского городского отделения Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» по вопросу возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам из числа пенсионеров Минобороны России рассмотрено.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, установлено путем выплаты денежных сумм, исчисленных из среднего заработка исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности.

Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и получающим пенсию за выслугу лет в увеличенном размере, указанным Законом возмещение вреда не предусматривалось.

Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П было признано право инвалидов из числа военнослужащих на возмещение вреда со 2 июня 1998 г. наравне с иными гражданами, пострадавшими от чернобыльской катастрофы.

В соответствии с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации 12 февраля 2001 г. принят Федеральный закон № 5-ФЗ, которым возмещение вреда установлено в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердых размерах в зависимости от установленной группы инвалидности (инвалидам I группы – 5000 руб., инвалидам II группы -2500 руб. и инвалидам III группы-1000 руб.; с 1 января 2011 г. с учетом индексации эти суммы составляют: 13188 руб. 79 коп., 6594 руб. 41 коп. и 2637 руб. 75 коп. соответственно).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П правовые нормы, установленные Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, признаны конституционными.

Поскольку указанным Федеральным законом возмещение вреда установлено в виде ежемесячных денежных компенсаций в твердых размерах, оснований для назначения денежных сумм возмещения вреда гражданам, обратившимся за его назначением после вступления этого Федерального закона в силу, в других размерах у военных комиссариатов не имелось.

Вместе с тем статьей 3 указанного Федерального закона предусматривалась выплата в течение 2001-2003 годов недополученных денежных компенсаций за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г., исчисленных из денежного довольствия.

Выплата указанных сумм была произведена в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. № 455, исходя из денежного довольствия, в состав которого включались: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, а также месячная стоимость продовольственного пайка. При этом денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка принимались в размерах, действующих на день выплаты. Сохранение исчисленных таким образом сумм для дальнейшей выплаты указанными Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 21-П установлено, что правовые нормы Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Такие назначения, по нашему мнению, возможны только после внесения в законодательные акты соответствующих изменений и выделения на эти цели бюджетных средств.

В соответствии со статьей 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации или федеральному закону. Вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону (статья 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»). Правом давать разъяснения по судебным постановлениям федеральные органы исполнительной власти не наделены.

А.Кондратьева

Ответить